|
Курс по Устройству,Эксплуатации и Ремонту ABS Meritor WABCO
|
|
|
Термины |
|
ABS
Configuration (Конфигурация АБС) - существует 3 возможных конфигурации
АБС. Название конфигурации определяется по числу модулирующих клапанов и
датчиков на транспортном средстве. Таким образом, получается 3
конфигурации - 4M/4S, 6S/4M и 6S/6M (S = sensors (датчики) и M=ABS
Modulator valves (модулирующие клапаны АБС)). |
|
ABS
Modulator valve (модулирующий клапан АБС) - электромагнитный клапан,
соторый содержит эл./маг. катушку для управления давлением воздуха в
процессе управления торможением с помощью АБС. |
|
Electronic Control Unit (ECU) (блок электронного
управления). ECU содержит микрокомпьютер, в который подаются входные
сигналы с датчиков, и который выдает управляющие сигналы. ECU управляет
процессом торможения и выполняет функции диагностики. |
|
Solenoid
(эл./маг. катушка, соленоид) - Это устройство преобразует
электрические сигналы в механическое движение. Оно содержит катушку со
стержнем. Положение стержня может меняться при изменении протекающих в
катушке токов. |
|
Tooth
Wheel (Зубчатое кольцо) - Металлическое кольцо, содержащее, как
правило, 100 зубцов. Иногда может содержать 80 или 120 зубьев, в
зависисмости от размеров шины автомобиля. Оно обычно устанавливается на
барабане ступицы каждого колеса, управляемого АБС. Когда колесо вращается,
зубья колеса сдивгаются и датчики скорости кольца передают электрические
сигналы ECU о скорости вращения колеса. |
|
Wheel Speed Sensor
(датчик скорости колеса). Магнитный датчик, установленный рядом с
колесом, который генерирует сигналы для ECU о скорости вращения колеса.
Датчик генерирует электрические пропорцианальные скорости вращения колеса.
Движение металических зубьев изменяет магнитное поле, что является
причиной генерирования электрического сигнала в датчике, т.е. переменное
магнитное поле создает переменное напряжение в катушке соленоида датчика.
Этот электрический сигнал передается на ECU и информирует о скорости
вращения колеса. |
|
Four-Channel ABS (4-х контурная АБС) - такая система имеет 4
датчика и 4 АБС модулятора (4S/4M). Система может также иметь 6 датчиков и
4 АБС модулятора (6S/4M). |
|
Six-Channel ABS (6-ти контурная АБС) - система имеет 6
датчиков и 6 модулирующих клапанов (6S/6M). |
|
|
|
Обзор
АБС |
|
АБС предназначена для
изменения давления воздуха в тормозных камерах для предотвращения
блокировки колеса и обеспечения управления торможением. Это повышает
|
- устойчивость
транспртного средства;
- управляемость при
аварийном торможении;
- устойчивость при
торможении на скользской дороге и при поворотах
- сокращает тормозной
путь.
|
АБС также
снижает возможность |
- складывания
автопоезда;
- износ шин.
|
АБС начинает
управлять давлением воздуха в тормозах всегда, когда колесо начинает
блокироваться. Датчики постоянно отслеживают скорость вращения колеса и
передают эту информацию в ECU. Когда колесо начинает блокироваться, ECU,
используя полученную от датчиков информацию, с помощью специальной
программы генерирует управляющие сигналы на клапаны АБС. ECU дает команду
клапанам АБС отрегулировать давление воздуха в тормозных камерах, чтобы
избежать блокировки колеса. |
|
Характеристики |
Преимущества |
Индивидуальный контроль
над ведущими и передними колесами |
Повышение устойчивости и
уменьшение возможности складывания автопоезда |
Безопасность
работы |
Если в
системе возникают неисправности, то АБС отключает несправные контуры
и колеса тормозятся в обычном режиме |
Автоматический контроль
вращения |
Контроль над черезмерным
вращением колеса при нажатии на педаль газа. |
Самодиагностика |
Встроенные в систему
функции самодиагностики делают тестирование простым и
быстрым |
Возможность использования
диагностических приборов |
Возможно
использование электронных диагностических приборов. Прибор Pro-Link
9000 имеет специальный картридж для диагностики Meritor Wabco
ABS/ATS |
Индикатор
неисправностей |
Стандартный индикатор
позволяет узнать код неисправности не прибегая к диагностическим
приборам |
ABS-лампа |
Лампа ABS на панели
приборов показывает водителю что ABS неисправна. В версии D лампа
также показывает код неисправности
АБС. | |
|
Компоненты
АБС |
Компонеты для
определения скорости вращения колеса |
Для активации ABS или
ATC ECU использует информацию из системы определения скорости вращения
колеса. Эта система включает в себя: |
- зубчатое
кольцо
- датчик скорости
колеса
- кронштейн крепления
датчика с пружинной защелкой
- кабель
датчика
|
Зубчатое кольцо |
Зубчатое
кольцо обычно имеет 100 зубцов и крепится на барабане ступицы
каждого колеса, подключенного к
АБС. | |
| |
Датчик скорости
колеса |
Датчик
скорости колеса имеет форму карандаша и крепится в посадочном гнезде на
краю колеса. Обычно транспортное средство имеет 4 датчика. Как правило,
датчик крепится на фланце поворотной цапфы с каждой стороны переднего
моста. Дополнительные датчики - на картере ведущего моста на одной или
двух осях. Крепление датчиков зависит от типа подвески. |
|
Обычно при
рессорной подвеске датчики устанавливаются на переднем ведущем мосту. На
транспортном средстве с пневматической подвеской датчики устанавливаются
на заднем ведущем мосту. Системы 6S/6M и 6S/4M всегда имеют дополнительные
датчики на втором ведущем мосту. Возможно 2 типа датчиков - с
прямоугольным подсоединением кабеля и прямым. Это зависит от типа
транспортного средства и от модели. |
|
|
|
Кронштейн датчика
и пружинная клипса |
На задних колесах
датчики в специальных кронштейнах, приваренных к картеру моста. Пружинная
клипса удерживает датчик в кронштейне. |
|
|
|
На передних
колесах датчик устанавливается в специальной втулке, на поворотной цапфе.
Пружинная клипса удерживает датчик во втулке. |
|
Кабель
датчика. |
Датчик имеет кабель,
который является частью проводки АБС. Кабель подключает датчик к
ECU. |
|
ECU |
ECU является
центром управления АБС. Он получает и интерпритирует сигналы от датчиков
скорости колеса и генерирует управляющие сигналы на клапаны АБС, чтобы
предотвратить блокирование колеса. С помощью этих клапанов ECU регулирует
давление воздуха в тормозных камерах. Провода в кабине и на шасси содиняют
ECU с различными компонентами АБС: |
- датчиками скорости
колеса
- модулирующими
клапанами АБС
- источником
питания
- землей
(электр.)
- лампой АБС
- индикатором
неисправностей АБС
- содинительным
диагностическим разъемом J-1587
- замедлителем (через
реле или шину J1922/J1939)
|
Типы
ECU |
Существует 3 типа ECU
для WABCO ABS |
- D-Basic ECU,
устанавливается в кабине.
- D версия ECU,
устанавливается в кабине
- D версия ECU,
устанавливается на шасси
|
Используемые
типы ECU и их расположение зависит от производителя транспортного
средства. Для подробной информации ознакомьтесь с сервисной литературой
завода-изготовителя. |
|
D-Basic версия ECU
меньше, чем два других типа и имеет только два разъема. D-Basic
версия ECU используется исключительно на тех транспортных средствах,
где установлена только ABS и не предусмотрена ATC. D-Basic ECU
устанавливается в кабине. |
|
|
D-Basic ECU | |
|
4-канальный
(4S/4M) D версии, устанавливаемый в кабине, ECU имеет 4 разъема. ECU для
систем 6S/4M и 6S/6M имеет 6 разъемов. Эти ECU могут управлять как ABS,
так и ATC. Место установки ECU в кабине может сильно отличаться в
зависимости от завода изготовителя и модели транспортного средства. Для
точного определения месторасположения ECU следует обратиться к сервисной
литературе производителя. |
|
|
|
ECU, устанавливаемый в кабине |
ECU, устанавливаемый на
шасси | |
|
Устанавливаемая на шасси D версия ECU имеет 3 разъема для
4-канальной АБС. ECU с 4 разъемами используется для систем 6S/4M и 6S/6M.
Корпус этого ECU имеет специальные защитные крышки для защиты разъемов.
Этот ECU устанавливается на шасси может управлять как ABS, так и
ATC. |
|
|
|
Модулирующий
клапан АБС |
Модулирующий клапан
АБС регулирует давление воздуха в каждой тормозной камере, которой
управляет АБС. Если торможение происходит правильно, то модулятор не
активен и воздух свободно проходит через него в тормозные камеры. Когда
включается АБС, то модулятор начинает регулировать давление воздуха в
тормозных камерах для предотвращения блокировки колес. |
|
Модулятор является
электромагнитным клапаном, с двумя соленоидами и двумя диафрагмами. ECU
управляет соленоидами с большой скоростью. Эти соленоиды регулируют
давление воздуха на диафрагмы, которые открываются и закрываются в
процессе работы. |
|
Модулятор АБС имеет 3
воздушных разъема (порта): |
- подводящий разъем
получает воздух из ускорительного клапана
- подающий разъем
подает воздух в тормозные камеры
- выпускающий разъем
стравливает воздух, только когда в процессе работы АБС закрывается
подающий разъем
|
DELIVERY PORT - подводящий разъем |
SUPPLY
PORT - подающий разъем |
EXHAUST PORT - выпускающий
разъем | |
| |
Типичная система
4S/4M имеет 4 модулятора, по одному с каждой стороны переднего моста и по
одному с каждой стороны заднего ведущего моста. Модуляторы обычно крепятся
на продольной балке шасси (лонжероне) или на поперечной балке, между
ускорительным клапаном или клапаном быстрого оттормаживания и тормозной
камерой. Если автомобиль имеет два задних моста, то оба колеса с каждой
стороны управляются одним клапаном |
|
ABS Valve Package
(блок клапанов АБС) является альтернативой индивидуальным клапанам на
заднем мосту. Блок клапанов заднего моста объединяет два модулятора АБС и
один ускорительный клапан. Передний блок клапанов объединяет два
модулятора АБС и один клапан быстрого оттормаживания. Блок клапанов обычно
крепится к продольной балке шасси. |
|
|
Блок клапанов АБС
заднего моста |
|
|
Блок клапанов АБС
переднего моста |
|
Проводка АБС
подключает соленоиды клапанов к ECU.
|